В Москве хотят, чтобы компания «Газпром» была газовой империей. Но Российская Федерация не может быть топливной империей в силу ее природно-географических условий. В стране нет качественных дорог и современных технологий морского бурения. Москва не определяет мировые цены на нефть, и соответственно газ. Но может стать модератором в мировой торговле нефтью и газом, в частности, в деле транспорта азербайджанских природных ресурсов в Европу, считает руководитель Центра Энергетической Политики Института Европы Российской Академии Наук Алексей Хайтун. В плане диверсификации путей доставки экспортного топлива и получения максимальной выгоды с цены продаж у Азербайджана и центральноазиатских стран большие перспективы, считает эксперт. Добыча и транспортировка арктических залежей газа сопряжена с большими трудностями, там необходимы финансовые вложения в размере 350 млрд долларов, и поэтому газ из Центральной Азии и Азербайджана оказывается в выигрышной позиции. «Не верю, что в будущем Арктика станет конкурентоспособным поставщиком газа на мировой рынок», - отметил Хайтун.- Но центральноазиатский газ выйдет на рынок мира спустя 5-6 лет. Значит, необходимо строительство Транскаспийского газопровода. Я также не верю утверждениям об экологической опасности Транскаспийского газопровода. Если российский газопровод по дну Балтики (Nord Stream) его строители считают безопасным, следовательно, такая же оценка применима и к газовой трубе по дну Каспийского моря», - отметил он. «Без исторического экскурса невозможно правильно выстроить российскую мировую нефтяную и газовую политику. Азербайджан и Прикарпатье были первыми мировыми поставщиками нефти. Затем, по мере истощения нефти в этих регионах, нефтедобыча переместилась в Поволжье, и дальше в Тюмень. То есть в Азербайджане достаточно высококвалифицированных специалистов в области нефти и ее экспорта, чтобы правильно формировать экономическую политику независимого государства и оценивать возможности России. В Москве должны понимать, что Азербайджан больше не советская колония, а ведет независимую политику», – заявил он, выступая в Баку на международной конференции «Европейские перспективы каспийской энергии». Характеризуя ограниченные возможности России монополизировать европейский топливный рынок, Хайтун сказал: «В последние два года в Европе возник независимый рынок газа, на котором стал предлагаться сжиженный газ из Норвегии и Азербайджана. Создано новое рыночное поле, которое исключает внеэкономическое принуждение какой-либо одной стороны». Пока самый дешевый путь транспортировки газа из Россию в Европу лежит через Украину. Киев стал заложником этого обстоятельства, а российской газовый трафик, в котором так нуждаются украинцы, является фактором влияния на украинскую политику. Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сейчас сидит в тюрьме именно потому, что в свое время она не смогла договориться о газе с Россией, считает Хайтун. В свою очередь и Россия зависит от фактора дешевизны российского трафика через Украину. Для того чтобы снизить стоимость поставки газа по турецкому пути и конкурировать с украинским маршрутом, Москва снизила таможенные пошлины с транспорта своего газа через Турцию, что привело экономику РФ убытку в миллиард долларов, - передает www.newsazerbaijan.ru.
|